Уличная фотография (Street photography)

размещено в: Обучение, Уроки фотосъёмки | 0

Начало такому искусству, как стрит-фотография (англ. street photography), было положено в  конце XIX века, в то время несколько фотографов  в крупных городах Америки и Европы вышли из своих студий и начали работать на улице. На тот момент существовали уже все предпосылки для того, чтобы расширить горизонты работы и покинуть стены студий: фотоаппараты стали портативными, процесс проявки пленок и печати фотографий значительно упростился. Изначально желание документировать окружающий мир было инстинктивным.

Работа в общественных местах

Работа на улице позволила фотографам расправить крылья и дать волю фантазии, сюжетов для съемки было предостаточно, а самое главное – ничего не требовалось приукрашать, все было и так достаточно запоминающимся. Этот жанр фотографии является преимущественно документальным.

Первым американским стрит-фотографом стал эмигрант из Дании — Джейкоб (Якоб) Риис. В  1880-е годы он отснял в трущобах Нью-Йорка уникальные по красоте фотографии, которые стали настоящим достоянием. Фото-эссе носит название «Как живет другая половина».

Джейкоб (Якоб) Риис
Джейкоб (Якоб) Риис

В Париже в 1898 году начал фотографировать старые здания Эжен Атже (папаша Атже). Этот выдающийся фотограф оставил бесценное наследие — 10 тысяч пластинок 18х24 см, на которых был запечатлен Париж на рубеже XIX и ХХ вв.

Эжен Атже
Эжен Атже

Четкое выделение этого направления искусства фотографии в самостоятельное направление связывают с деятельностью французского «отца» стрит-фотографии Анри Картье-Брессона.

Анри Картье-Брессон
Анри Картье-Брессон

Другими художниками, кто работал в этом жанре, были Брассай (в 1932 году выпустил альбом «Ночной Париж»), Робер Дуано (одним из первых обратил свое внимание на взаимодействие людей с окружением), Уолкер Эванс, Мартин Парр.

Брассай
Брассай

 

Робер Дуано
Робер Дуано

 

Уолкер Эванс
Уолкер Эванс

 

Мартин Парр
Мартин Парр

Идеология уличной фотографии

С течением времени изменилось многое: аппаратура теперь более легкая, появились графические редакторы, но суть стрит-фотографии осталась та же. Уличная фотография – это честная фотография.

Стрит-фотография – это жанр, в котором нет месту позированию и постановке. По-прежнему главным объектом  уличной съемки остается человек и его взаимоотношение с окружением. Для этого стиля характерны спонтанность съемки, тщательное наблюдение за объектом фотографирования, все в окружающем нас мире волнующее, интересное.

Но с чего же начинается стрит-фотография?

Все, что нужно потребуется — это фотоаппарат и свободное время, все остальное вы найдете на улицах города.

Огромная популярность к уличной съемке пришла вместе с появлением относительно дешевой и небольшой 35-и миллиметровой и дальномерной камеры. Таким оборудованием пользовались Анри Картье-Брессон, Гарри Виногранд, Роберт Франк.  Вторая волна популярности пришла с появлением цифровых камер.

Сегодня новичку для съемок на улице не нужна особенная камера или объектив. В данном случае любой девайс, делающий фотографии, послужит делу. Все зависит от возможностей стрит-фотографа.

Более опытный специалист выберет дальномерку, выбор может пасть на «Лейку» (цифровую М9 или аналоговую М7). В последнее время широкое распространение среди фотографов получило беззеркальное цифровое оборудование стандарта micro 4/3. Приветствуется  сочетание со старой «пленочной» оптикой, которое позволяет добиться  весьма интересного результата.

Практические рекомендации

Анри Картье Брессон однажды сказал «ваши первые десять тысяч кадров будут худшими» — в этом столько смысла, но еще больше правды.

Стрит-фотография не ограничивается отражением таких переменных как цветовая, смысловая, геометрическая или контрастная ритмика, фотографу не стоит забывать о таких деталях как руки, лица, глаза, детали гардероба. Такие образы, снятые крупным планом, могут о многом рассказать  и «заиграть» по-новому.

Используя цифровую аппаратуру, не ограничивайте себя низкими параметрами ISO. В дневное время и ясную погоду лучше использовать ISO в районе1600 или выше, но в условиях недостаточности дневного света не стоит гнаться за минимальным количеством шумов. Плюс стоит помнить, что  в стрит-фото сильные шумы всегда можно интересно «обыграть». Поднятие чувствительности обеспечивает более короткую выдержку, что немаловажно для работы фотографа в постоянно меняющейся среде города.

Можно «сыграть» и на обратном, обеспечив длинную выдержку, в переделах  1/30 сек. Именно такое ухищрение позволит передать зрителю движение в кадре. Чтобы обеспечить длинную выдержку даже в солнечный день, достаточно закрыть диафрагму и понизить ISO.  В особо трудных ситуациях можно применить серые фильтры.

Съемка с «проводкой»

Чтобы сосредоточить внимание на объекте, который движется, и при этом естественно размыть  окружение, используйте  съемку «с проводкой». Длинна выдержки и скорость объекта определяют степень размытости окружения.  Этот способ требует определенных навыков и достаточной практики.

Закрытая диафрагма

Пионеры жанра стрит-фотографии делали свои шедевры маленькими дальномерками. Да, вращать объектив, пока два объекта не  совместятся в одно — занятие не для слабонервных, но результаты стоят затраченных усилий. Учитывая, что множество кадров снималось не очень быстро, стоит раскрыть тонкость настройки фокусировки. Необходимо закрыть диафрагму и выставить гиперфокальную резкость. Теперь вы знаете, что для того, чтобы получить олдскульное стрит-фото — необходимо сделать его не только черно-белым, в этом случае нужна гиперфокальная резкость и диафрагма со значением 5,6 и выше.

Сюжет без человека

Стрит-фотография не подразумевает обязательное присутствие человека в кадре. Этот жанр не призван рассказать окружающим о самом человеке, он призван поведать о человеческой природе. Такая формулировка позволяет подбирать картины из городского окружения, которые дают отличную почву для размышлений. На таких люди могут присутствовать на постерах или плакатах, а могут не присутствовать вообще.

Конечно же, в рамках небольшой статьи нельзя описать весь  многогранный и мир уличной фотографии. Надеемся, у нас еще будет повод вернуться к этой теме. А пока это все. Поспешим на улицы, снимать!

Автор Лобанова Олеся

 

Понравилась статья? Расскажите о ней своим друзьям!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить ответ